Турист. История необычного проекта над которым работал Г.Р. Гигер
Нет, это совсем не тот фильм «Турист», в котором Джонни Депп и Анджелина Джоли нехотя демонстрируют свои звездные личности. Это совсем другой «Турист» - неснятый фильм, который мог бы появиться на свет в восьмидесятых и девяностых. Он мог стать великим событием в мире кино, а стал всего лишь перевернутой страницей голливудской истории… Определенно, это был самый многострадальный и невезучий проект из всех известных – и один из самых необычных и многообещающих.
Все началось с того, что в начале восьмидесятых среди голливудских продюсеров приобрел известность удивительный сценарий, написанный Клэр Ното, и рассказывающий жутковатую историю о том, что окружающий нас мир на самом деле – совсем не то, чем он кажется.
Итак, сценарий неснятого фильма «Турист»: живет себе в Манхэттене некая красивая и довольно успешная женщина по имени Грейс Рипли, встречается с симпатичным, но неудачливым молодым человеком по имени Спайдер О'Тул, и производит впечатление вполне обычного человека (сама Клэр видела в роли Грейс, сильной и загадочной женщины, Ким Бэсинджер или Шерон Стоун). Однажды Грейс встречается с менеджером по продажам по имени Фрогнер, который собирается заключить с ней некую безобидную сделку. Дальше – шокирующий поворот: Фрогнер раскрывает истинную сущность Грейс, которая на самом деле – скрытый инопланетянин, замаскированный под человека при помощи некой морф-технологии. Истинное обличье Грейс – жуткая, но изящная руконогая гарпия, обладающая огромной скоростью и силой. Сам Фрогнер – тоже инопланетянин, и выглядит так, что мороз идет по коже.
Далее открывается истинная подоплека событий. Оказывается, Земля – это место, куда пожизненно ссылаются наиболее опасные инопланетные преступники. Им дается выбор – превратиться в людей, и жить среди местного населения инкогнито (что и выбрала Грейс). Те, кто не соглашается на это, помещаются в гигантское подземное хранилище под названием «Коридор», где находятся в тюремном заключении до тех пор, пока не выберут вариант с превращением в людей, или не умрут. Грейс знает, что есть инопланетянин, который нашел способ покидать Землю в обход закона, и теперь тайно помогает пришельцам бежать. Его земное имя – Джон Тайга, он объявлен инопланетянами в розыск, и приговорен к немедленной смерти сразу при поимке. Никто не знает, где он, и кто он.
Грейс пытается найти этого загадочного Джона, как и Гарри Слоун – глава «Коридора», вход в который замаскирован под клинику для душевнобольных, директором которой Слоун является в глазах землян. События нарастают: в погоне за Джоном Грейс и приспешники Слоуна попадают в «Коридор», там на волю вырываются существа, томящиеся в заключении, и среди них есть совершенно чудовищные порождения недр Галактики, которые буквально рвут и мечут после многолетнего заключения, и переполнены ненавистью. Одно из них вырывается на поверхность, и устраивает кровавую бойню на улицах Нью-Йорка.
Неожиданно объявившийся Джон Тайга отправляет разбушевавшегося монстра прочь с Земли, и сам телепортируется вдвоем с Грейс на тихую планету, где оба, после пережитых ужасов, могут жить долго и счастливо. По совершенной случайности Джон принадлежит к той же расе, что и Грейс. В своем истинном обличье пара инопланетян начинает мирное существование, которое в последних кадрах фильма прерывается эпическим появлением Слоуна (это огромный страшный монстр с десятками ног), сумевшего проследить путь беглецов…
Да если бы подобную историю экранизировал какой-нибудь гранд вроде Камерона, неснятый фильм «Турист» вполне мог стать совершенно грандиозным явлением. Даже страшно себе представить, как можно было бы реализовать все эти задумки Клэр, какую атмосферу создать. Сценарий, попавший в руки продюсеров компании Universal, начал свой путь к экранизации. Увы, ему не повезло с самого начала – продвижением занялся малоизвестный режиссер Брайан Гибсон совместно с продюсером Рене Мисселл, и они так и не нашли общий язык с Клэр. Рене с писательницей вообще почти не общалась, а Гибсон произвел на Ното впечатление «полного придурка». Ничего удивительного, что эти двое близко не подпускали Клэр к доработкам сценария, поручив это дело каким-то совершенно неизвестным авторам, которые, по словам Ното, «испортили все к чертовой матери». Так, они изменили город с Нью-Йорка на Сан-Франциско, что, по мнению Клэр, убивало всю идею напрочь, поменяли чуть ли не все имена персонажей, убрали старых, добавили новых…
Клэр Ното: «Этот сценарий вырос из глубин моей души. Его неотъемлемая часть – мое личное видение, мое прошлое и моя личность. Он мог быть доработан только мной, и никем другим. Как только над ним начинал работать другой человек, сценарий тут же разваливался. Это была часть проблемы.»
Именно на этом этапе к проекту привлекли швейцарского художника Ханса Гигера, автора внешнего вида незабвенного Чужого из культового фильма Ридли Скотта. Сама Клэр была удивлена тем, что пригласили Гигера, потому что это было одно из ее предложений, и она никак не ожидала, что продюсеры к ней прислушаются. Тем не менее, ее не устраивало, что Гигер должен был создать вид всех пришельцев в фильме.
Клэр Ното: «Я хотела, чтобы пришельцев рисовали несколько художников, чтобы в результате эти существа выглядели абсолютно по-разному, и создавалось ощущение, что они прибыли из разных уголков галактики. А в исполнении Гигера все они выглядели как творение одного человека.»
Клэр по-прежнему не допускали к работе над проектом. Ей сказали, что на данном этапе сценарий ей уже не принадлежит, и она даже не могла повлиять на Гигера, чтобы направить художника в нужном направлении. В результате пришельцы выглядели совсем не так, как представляла себе Клэр, когда писала сценарий. Когда Клэр увидела рисунки Гигера, она даже не поняла, к какой именно части сценария они относятся, и какие пришельцы на них изображены. Она не исключала, что эти рисунки были созданы еще до того, как Гигер вообще попал в проект.
Все закончилось тем, что Мисселл отказалась от работы над фильмом «Турист», а Гибсон занялся «Полтергейстом 2», вернув сценарий Клэр…
Определенно, над сценарием висела мрачная тень невезения. Клэр Ното отправилась в United Artists, но там тоже отказались допускать автора сценария к работе над производством фильма. В отчаянии Клэр обратилась к Фрэнсису Форду Копполе, который открыл собственную студию Zoetrope специально для того, чтобы авторы могли творить свободно, не оглядываясь на диктат крупных студий, убивавших творческие порывы. Опять невезение: как раз в начале 80-х Коппола снял на своей студии картину «От всего сердца», потратив на нее 27 миллионов, а она неожиданно не принесла в прокате почти ничего, обанкротив благое начинание Копполы без надежды на спасение.
Как раз в тот момент, когда Коппола снимал свою провальную мелодраму, на студии Zoetrope началась работа над «Туристом», в которой приняли участие британский режиссер Фрэнк Роддам (прославившийся благодаря популярной картине «Квадрофения» 79 года) и начинающий молодой продюсер Майкл Шамберг. Вместе с ними на студии работал и Дэвид Линч, который позднее станет одним из самых знаменитых культовых режиссеров.
Но на сей раз все погубил Коппола. Он потратил все деньги на свой провальный фильм, не оставив энтузиастам ни цента. Группа молодых режиссеров, собравшаяся специально чтобы снимать на Zoetrope фантастические фильмы, так и не сделала ни одного. Они вспоминали, что Коппола «обращался с ними, как со скотами», и были даже рады, что маэстро обанкротился. Действительно, Коппола совершенно отвратительно относился к подчиненным, а когда они объявили ему ультиматум – зарплата или массовое увольнение, он бросил известную фразу: «Вы сами должны приплачивать, чтобы подметать пол в моей студии».
Неудивительно, что и на сей раз фильм «Турист» провалился – в такой обстановке всем было уже не до съемок кино. У Копполы не было на него ни цента. Хуже того – он еще и не хотел отдавать права на сценарий, переданные ему Клэр, пока она не заплатит отступные! Дошло до того, что на помощь пришла уже известная Рене Мисселл с Universal, которая смогла вырвать сценарий из лап маститого режиссера. Так сценарий вернулся обратно в Universal, и над ним опять начали работать Мисселл и все тот же Гибсон. Безрезультатно: спустя пару лет сценарий был отвергнут окончательно, и куплен Warner Brothers.
К тому моменту его уже прочитали десятки режиссеров. В результате оригинальные задумки Клэр Ното были беззастенчиво украдены, и стали появляться в голливудских фильмах. Сценарий был совершенно потрясающим с точки зрения восьмидесятых годов, он опередил время, он был, по словам Роддама, «одним из лучших сценариев в истории», и, возможно, провалился именно потому, что был слишком хорош. Находясь в Warner Brothers на протяжении восьми лет, сценарий рьяно обсуждался, принимался, отвергался бессчетное количество раз.
Клэр Ното: «С самого начала вокруг «Туриста» кипели страсти, природы которых я не понимала. Одни считали, что он гениальный, другие – что это воплощение Антихриста. Я-то сама думала, что это просто интересная история, которую можно было бы отлично реализовать, и не понимала столь бурной реакции людей на мое творение. Он уже живет собственной жизнью. Я не понимаю, в чем дело. На него потрачены миллионы долларов, деньги тратятся ежегодно на работу над ним, обсуждение, путешествия из студии в студию, и спустя все эти годы все оканчивается ничем.»
В девяностые годы фильм «Турист» чуть было не сняли – на сцене появился настоящий тяжеловес в мире продюсеров Джоэл Силвер, добившийся огромного успеха с «Крепкими орешками» и еще добрым десятком суперхитов. И тут на экраны вышли «Люди в черном» Барри Зонненфельда. Сама Клэр Ното и не скрывает, что идея украдена у нее – инопланетяне в обличье людей живут среди нас с вами, и на обычных улицах кипят инопланетные страсти. Только это была комедия, и вообще фильм совсем другого рода. К сожалению, свое дело он сделал – интрига была загублена, возможный эффект испорчен, сценарий отвергнут Сильвером, и отложен в долгий ящик. С тех пор он полтора десятка лет лежит на полке в Universal, и у него дурная слава «проклятого» проекта, который губит планы каждого, кто к нему прикасается.
Остается только надеяться, что появится тот смельчак, что все же возьмется за него всерьез, и реализует так, как было задумано – в виде мрачного, в высшей степени стильного и жуткого фантастического нуара…